Программа «Основы информационной культуры у младших школьников. Основы информационной культуры школьников -библиотечная программа Н гендина основы информационной культуры школьников

РАБОЧАЯ ПРОГРАММА

по основам информационной культуры

для 6 класса (1 час в неделю)

Программа разработана на основе примерной учебной программы по основам информационной культуры для 6 класса (базовый уровень)

Учитель Журина С.А.

Учебно-методический комплект:

Учебная программа по курсу «Основы информационной культуры личности» для учащихся 6-го класса. Сост.: д-р пед. наук, профессор Гендина Н. И.,
канд. пед. наук, доцент Стародубова Г. А., ст. преподаватель Уленко Ю. В. . М. – 2012 г.

Рязань 2017

ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА

Данная рабочая программа составлена на основании:

  • Закона «Об образовании» Российской Федерации от 27.12.2012 № 273-ФЗ
  • Федерального государственного образовательного стандарта основного общего образования, утвержденного Приказом Министерства образования и науки Российской Федерации от 17 декабря 2010 г. № 1897;
  • Приказа Министерства образования и науки Российской Федерации от 31.12.2015 № 1577 «О внесении изменений в Федеральный государственный образовательный стандарт основного общего образования»
  • Примерной основной образовательной программы образовательных учреждений. Автор-составитель: Н.И. Гендина. - Эл. изд. - М. : Просвещение. Лаборатория знаний, 2012. - 108 с. : ил.;
  • Санитарно-эпидемиологических требований к условиям и организации обучения в общеобразовательных учреждениях. Санитарно-эпидемиологические правила и нормативы СанПиН 2.4.2.2821-10. Утверждены постановлением Главного государственного санитарного врача Российской Федерации от «29» декабря 2010 г. № 189;
  • Приказа Минобрнауки России от 31.03.2014 N 253 "Об утверждении федеральных перечней учебников, рекомендованных (допущенных) к использованию в образовательном процессе в образовательных учреждениях, реализующих образовательные программы общего образования и имеющих государственную аккредитацию»;
  • Приказа Минобрнауки России от 26.01.2016 N 38 «О внесении изменений в федеральный перечень учебников рекомендованных (допущенных) к использованию в образовательном процессе в образовательных учреждениях, реализующих образовательные программы общего образования и имеющих государственную аккредитацию» от 31.03.2014 N 253
  • Гендина Н.И., Колкова Н.И., Стародубова Г.А., Уленко Ю.В. Школьная библиотека как центр формирования информационной культуры личности [Текст] / Н.И. Гендина, Н.И. Колкова, Г.А. Стародубова, Ю.В. Уленко. – М.: Русская школьная библиотечная ассоциация, 2012. – 352 с. – (Профессиональная библиотека школьного библиотекаря. Серия 1) ;
  • О сновной образовательной программы НОО МБОУ «Школа № 33».

Цель программы:

Дать учащимся знания, умения и навыки информационного самообеспечения их учебной деятельности.

Задачи программы:

  • Освоение рациональных приемов и способов самостоятельного поиска информации в соответствии с возникающими в ходе обучения задачами.
  • Овладение методами аналитико-синтетической переработки информации.
  • Изучение и практическое использование технологии подготовки и оформления результатов самостоятельной учебной и познавательной работы (подготовка сочинений, изложений, отзывов и т. п.).

Общая характеристика учебного предмета

Ключевой идеей программы является систематизированная совокупность знаний, умений и навыков, обеспечивающая оптимальное осуществление индивидуальной информационной деятельности, направленной на удовлетворение информационных потребностей обучающихся, в ходе учебной, научно-познавательной и иных видов деятельности.

Освоение данного курса, ориентированного на обучение поиску, анализу и синтезу информации, самостоятельную подготовку информационных продуктов на основе активного использования новых информационных технологий, открывает возможности для удовлетворения многообразных интересов, самовыражения и самоутверждения учащихся младшего подросткового возраста при работе с информацией.

Описание места учебного предмета в учебном плане

В соответствии с учебным планом школы на 2017-2018 учебный год для изучения курса основ информационной культуры в 6-х классах выделено 1 ч/нед., что составляет 34 учебных часов в год.

Результаты освоения основной образовательной программы

Личностные образовательные результаты

  • формирование личной потребности в усвоении основ информационной грамотности;
  • формирование представлений об информационно-поисковой деятельности как жизненно важной в современном информационном обществе;
  • владение первичными навыками анализа и критичной оценки получаемой информации;
  • ответственное отношение к информации с учетом правовых и этических аспектов ее распространения;
  • развитие чувства личной ответственности за качество окружающей информационной среды;
  • формирования навыков поиска информации в различных источниках (книги, средства массовой информации, интернет-ресурсы и др.)
  • для глухих, слабослышащих, позднооглохших обучающихся: способность к социальной адаптации и интеграции в обществе, в том числе при реализации возможностей коммуникации на основе словесной речи (включая устную коммуникацию), а также, при желании, коммуникации на основе жестовой речи с лицами, имеющими нарушения слуха;
  • для обучающихся с нарушениями опорно-двигательного аппарата:
  • владение навыками пространственной и социально-бытовой ориентировки;
  • способность к осмыслению и дифференциации картины мира, ее временно-пространственной организации;
  • способность к осмыслению социального окружения, своего места в нем, принятие соответствующих возрасту ценностей и социальных ролей;
  • для обучающихся с расстройствами аутистического спектра:
  • формирование умения следовать отработанной системе правил поведения и взаимодействия в привычных бытовых, учебных и социальных ситуациях, удерживать границы взаимодействия;
  • знание своих предпочтений (ограничений) в бытовой сфере и сфере интересов.

Метапредметные образовательные результаты

  • умение взаимодействовать с информационной средой, моделировать собственное информационное поведение, прокладывая путь от неизвестного к известному;
  • овладение понятиями, отражающими существование связи между объектами и процессами;
  • овладение способностью принимать и сохранять цели и задачи учебной деятельности, поиска средств её существования;
  • активное использование речевых средств и средств информационных и коммуникационных технологий для решения коммуникативных и познавательных задач;
  • освоение способов решения проблем творческого и поискового характера.

Для обучающихся с ограниченными возможностями здоровья:

  • формирование информационной культуры; формирование представления о компьютере как универсальном устройстве обработки информации; развитие основных навыков и умений использования компьютерных устройств;
  • формирование представления об основных изучаемых понятиях: информация, источники информации, информационные носители - и их свойствах;
  • алгоритмическими структурами - линейной, условной и циклической;
  • формирование умений формализации и структурирования информации, умения выбирать способ представления данных в соответствии с поставленной задачей - таблицы, схемы, графики, диаграммы, с использованием соответствующих программных средств обработки данных;
  • формирование навыков и умений безопасного и целесообразного поведения при работе с компьютерными программами и в Интернете, умения соблюдать нормы информационной этики и права.

Предметные образовательные результаты

  • умение работать с электронными библиотеками и информационными сайтами;
  • формирования навыка поиска информации на сайтах средств массовой информации;
  • умение защищаться от негативной информации в социальных сетях;
  • понимание необходимости обеспечения информационной безопасности;
  • умение пользоваться медиаресурсами.

Формы организации учебного процесса

Формы текущего контроля знаний , умений, навыков; промежуточной и итоговой аттестации учащихся. Текущий контроль осуществляется с помощью практических работ (выполнение поиска информации в различных

Единицей учебного процесса является урок. В первой части урока проводиться объяснение нового материала, а на конец урока планируется практикум. Работа учеников за компьютером в 5 классах 10-15 минут.

В 5 классе особое внимание следует уделить организации самостоятельной работы учащихся на компьютере и с текстом на бумажных носителях. Формирование пользовательских навыков для введения компьютера в учебную деятельность должно подкрепляться самостоятельной творческой работой, личностно-значимой для обучаемого.

Используемые технологии, методы и формы работы:

При организации занятий школьников по основам информационной культуры необходимо использовать различные методы и средства обучения с тем, чтобы с одной стороны, свести работу за ПК к регламентированной норме; с другой стороны, достичь наибольшего педагогического эффекта.

На уроках параллельно применяются общие и специфические методы, связанные с применением средств ИКТ:

  • словесные методы обучения (рассказ, объяснение, беседа, работа с текстом);
  • наглядные методы (наблюдение, иллюстрация, демонстрация наглядных пособий, презентаций);
  • практические методы (упражнения по работе с текстом, практические работы за ПК);
  • проблемное обучение;
  • метод проектов;
  • ролевой метод.

Основные типы уроков:

  • урок изучения нового материала;
  • обобщающий урок;
  • комбинированный урок.

Раздел 1. История возникновения информационных ресурсов (8 часов)

Понятие информационной культуры личности. Современные технологии как способ формирования информационной культуры. Этапы информатизации общества. Показатели информатизации общества.

Информационные революции. Хранение информации до изобретения письменности. Способы хранения информации.

Книги, произведения искусства, периодические издания и сетевые ресурсы как носители информации. Добумажные, бумажные и электронные носители информации.

Раздел 2. Методы работы с различными информационными ресурсами (13 часов)

Методы работы с книгой. Жанры литературы

Бумажные и электронные книги. Правовые аспекты использования электронных книг. Электронные библиотеки. Форматы электронных книг. Онлайн-чтение.

Информационные ресурсы в Интернете. Виды сетевых ресурсов. Файловые архивы. Образовательные медиаресурсы.

Методы работы с поисковыми системами. Правила формирования поисковых запросов. Поиск информации по ключевым словам. Особенности поиска информации на различных поисковых системах. Упорядочивание и сортировка результатов обработки поисковых запросов.

Электронные музеи и обсерватории.

Электронные образовательные ресурсы и методы работы с ними. Особенности дистанционного обучения.

Методы самостоятельной работы с книгой. Анализ художественных, научных и публицистических текстов.

Периодические интернет-издания. Сайты средств массовой информации и поиск информации на них. Возрастные категории периодических изданий. Тематические периодические издания.

Телевизионные каналы и радиостанции в Интернете. Особенности работы с цифровыми медиаресурсами.

Газеты и журналы для детей. Особенности детской прессы. Детское телевидение и радио. Развивающие функции детских периодических изданий.

Понятие информационной безопасности и актуальность этого понятия в наше время. Правовые аспекты размещения информации в Интернете. Ответственность граждан РФ за размещение информации в Интернете.

Защита личных данных, размещаемых на страницах социальных сетей.

Различные способы защиты от вредной информации. Виды интернет-фильтров и их функции.

Возрастные ограничения на информационные и медиаресурсы.

ТРЕБОВАНИЯ К УРОВНЮ ПОДГОТОВКИ

Учащиеся должны:

  • понимать значение терминов, определённых программой;
  • иметь представление о поисковом образе документа и поисковом образе запроса;
  • уметь самостоятельно находить информацию в справочных изданиях, выстраивать алгоритм поиска;
  • уметь самостоятельно осуществлять поиск информации в сети Интернет, по электронным каталогам, представленными национальными и публичными библиотеками страны в Интернете;
  • ориентироваться в книжной и информационной среде;
  • критически оценивать найденную информацию в любых источниках;
  • иметь представление о вторичности информации: что такое библиографическое описание и библиографическая запись на источник информации; основные правила библиографического описания документов;
  • уметь грамотно оформлять результаты самостоятельной учебной и творческой работы (рефераты, доклады, обзоры и др.).

ТЕМАТИЧЕСКОЕ ПЛАНИРОВАНИЕ УЧЕБНОГО МАТЕРИАЛА НА 2016 – 2017 УЧЕБНЫЙ ГОД

Предмет основы информационной культуры Класс 6 Б Учитель Журина С.А.

Кол-во часов в неделю 1 Всего часов 34

Программа Гендина Н.И.

Наименование разделов и тем курса

Раздел 1. История возникновения информационных ресурсов

Информатизация общества и информационная культура

История возникновения информационных ресурсов

Способы хранения информации

Носители информации до изобретения бумаги

Бумажные носители информации

Электронные носители информации

Итого по разделу

Раздел 2. Методы работы с различными информационными ресурсами я

Электронные библиотеки

Методы работы с информационными ресурсами в Интернете

Поиск информации по ключевым словам. Правила формирования поисковых запросов

10

Электронные образовательные ресурсы

11

Методы самостоятельной работы с книгой

Итого по разделу

Раздел 3. Методы работы с ресурсами средств массовой информации

Поиск информации на сайтах средств массовой информации

Газеты и журналы для детей

Итого по разделу

Раздел 4. Информационная безопасность при работе в Интернете

Понятие информационной безопасности

Фильтры как способ защиты от вредной информации

Возрастные ограничения на информационные и медиаресурсы

Итого по разделу

Резерв

Всего


Информационная компетентность студентов - одно из требований, предъявляемых Государственными образовательными стандартами высшего профессионального образования.

Изучение феномена информационной культуры студентов показывает, что, несмотря на интенсивное развитие науки об информационной культуре студентов, определенной его трактовки не существует. Это объясняется, по мнению Н. Б. Зиновьевой, «многомерностью и сложностью самого феномена, многоаспектностью его рассмотрения и ограниченным временным отрезком его исследования».

Информационная культура студентов представляет собой сложную, генетически и социально детерминированную систему, неотъемлемую от общечеловеческой культуры, интегративное личностное образование квалифицированного специалиста, которое характеризуется наличием у него совокупности способов познания в информационной среде, норм поведения в профессиональной деятельности и повседневной жизни.

Основы информационной культуры личности студентов посредством информационно-образовательной среды библиотеки представляет собой непрерывный процесс, в котором сочетаются когнитивный (познавательный), технологический (навыки применения информационных технологий), аксиологический (мотивационно-ценностный) и личностный (эмоциональный) компоненты.

Постоянное совершенствование профессиональной подготовки специалистов требует от студентов формирования и развития целостной системы универсальных знаний, умений, навыков, а также опыта самостоятельной деятельности и личной ответственности. От умения добычи знаний качественно нового содержания по освоению инноваций зависит повышение эффективности учебного процесса. Важнейшая способность, которую должен приобрести студент в вузе - это способность учиться, самостоятельно добывать знания и творчески мыслить. От этого будет зависеть его профессиональное становление. Научиться учиться, самостоятельно работать и творчески мыслить - важнее, чем усвоить конкретный набор знаний, которые в наше время быстро устаревают. Формирование общей культуры студентов относится к одной из приоритетных задач высшего образования, а уровень культуры человека, сформированный в студенческие годы, определяет благополучие в его профессиональной деятельности. В связи с этим проблема формирования информационной культуры студента приобретает особое значение. Следует отметить, что эта проблема в последнее время живо обсуждается на страницах печати с различных точек зрения. Информационная культура студента представляет собой в широком плане инструмент освоения нового по выбранной специальности. Она представляет собой неотъемлемый фрагмент культуры и является одной из составляющих профессионального мастерства. Исследования по информационной культуре представляют собой обширный материал, затрагивающий различные сферы человеческой деятельности с различных позиций. Под информационной культурой в ее инновационном аспекте понимается профессионально-значимое личностное качество студента, которое обеспечивает эффективное, рациональное, этически взвешенное взаимодействие с информационной средой в процессе освоения новшеств и служит средством перевода внешне заданной информации в личный инструмент преобразовательной деятельности. Развитие науки, общественных отношений, колоссальный объем новой информации и новых информационных технологий во всех сферах человеческого бытия вносят свои коррективы и в проблемы профессиональной подготовки специалистов. Вхождение в мировое сообщество государств дает возможность выхода в открытое информационное общество. Все это требует иначе, под другим углом зрения посмотреть на проблему совершенствования профессиональной подготовки специалистов. В условиях открытого информационного общества и единого образовательного пространства формирование информационной культуры будущего специалиста, являющейся обязательным компонентом профессионального мастерства, становится актуальным.

В рамках информационного подхода большинство определений подразумевает совокупность знаний, умений и навыков поиска, отбора, анализа информации, т.е. всего того, что включается в информационную деятельность, направленную на удовлетворение информационных потребностей. Такой подход мотивируется тем, что с развитием цивилизации становится все более очевидным, что люди без образования, не умеющие самостоятельно обучаться и переучиваться, вытесняются за грань условий жизни, достойных человека. И если раньше причины социального неравенства связывали с происхождением и наличием гражданских прав, собственностью и доходами, положением в социальной структуре общества, то сегодня фактором расслоения становится уровень информационной культуры. А это означает, что в ближайшее время судьба каждого конкретного человека будет зависеть от того, насколько он способен своевременно находить, получать, адекватно воспринимать и продуктивно использовать новую информацию.

В современных условиях чрезвычайно важна роль библиотеки как информационного центра, осуществляющего хранение и передачу человеческих знаний, духовных ценностей, зафиксированных на различных носителях информации. Важнейшим условием формирования информационной культуры будущего специалиста является обеспечение доступности информации, в том числе через создание единого информационного пространства. Реализация этих условий обеспечиваются новыми информационными технологиями, что в первую очередь предполагает высокий уровень грамотности общества. Мировой опыт доказывает, что существенный вклад в решение этих задач могут внести библиотеки, развивающие свои информационные функции на основе современных технологий. Можно выделить четыре аспекта: усиление значения библиотеки как собирателя и хранителя фонда зафиксированной на носителе информации; повышение роли библиотеки как источника библиографических данных о публикациях; расширение форм библиотечного обслуживания; становление библиотеки как своего рода учебного центра по привитию читателям информационной грамотности.

Современные требования к процессу подготовки специалистов требуют новых инновационных подходов к подготовке кадров по всем специальностям. Современный специалист должен владеть всеми новыми информационными технологиями, позволяющими ему находить и использовать нужную информацию. С учетом этого целесообразно было бы ввести в учебные планы специальный курс «Информационная культура специалиста». В процессе преподавания дисциплины можно заложить основы информационного мировоззрения, решать задачи вооружения будущего специалиста методологией и методикой работы с информацией, преподавать основные понятия информационного общества, что помогло бы ему органично влиться в культуру этого общества и стать его полноправным членом. Цель курса - формирование и развитие информационной культуры студента, как важнейшего компонента уровня образованности, стремление к библиографическому общению, понимание важности общения с целью обмена информацией. В результате у студента развиваются: отношение к информации; личная потребность в усвоении основ информационной культуры; умение самостоятельно осуществлять поиск информации и устранять информационный дефицит; способность взаимодействовать с информационной средой; способность создавать и использовать персональные поисковые системы; умение воспринимать и оценивать информацию с точки зрения полноты, достоверности и солидности источника.

Библиотека в меняющейся информационной реальности должна сохранить свое место посредника в коммуникационном мире. Происходит рост потребностей в информационных консультантах, специалистах по работе со специфическими читательскими категориями и со специфичными фондами. В такой ситуации значительно возрастает значение информационной функции библиотеки и сферы библиографической деятельности.

Обсуждение проблем информационной культуры личности имеет для всех библиотек, в том числе и вузовских, очень большое значение. Главным фактором, определяющим роль вузовской библиотеки в деле повышения информационной культуры личности студента, является тот огромный информационный потенциал, который заложен в объеме и характере фондов, разнообразном по видам, формам, содержанию; справочно-поисковом аппарате, включающем в себя фонд справочно-библиографических пособий, электронные и карточные каталоги и картотеки; накопленный опыт справочно-библиографического обслуживания различных категорий читателей; использование в работе новых информационных технологий.

Говоря о роли библиотеки и библиографии в формировании информационной культуры личности студента, следует отметить, что многое зависит от уровня развития самой библиотеки и качества технологических процессов в ней. Стратегия развития библиотеки должна быть направлена, прежде всего, на постоянное совершенствование деятельности путем учета передового библиотечного опыта мира. Появление новых носителей информации, интенсивное внедрение техники и средств телекоммуникации в деятельность библиотек дает библиотекарю широкие возможности играть центральную роль в информатизации общества.


Создание В течение многих их лет с учащимися школы 37 г. Ленинска-Кузнецкого проводились занятия по библиотечно-библиографической культуре. Новый курс «Основы информационной культуры школьникам позволил по-новому раскрыть темы традиционных библиотечных занятий. В работе с учащимися используются различные методические приемы: обзоры, экскурсии, практические занятия, сообщения, самостоятельные работы, тесты.


ОСНОВНЫЕ ЗАДАЧИ КУРСА 1. Дать представление учащимся о современных информационных технологиях. 2. Научить учащихся самостоятельно производить поиск нужной им информации различных видах изданиях:(книгах, периодических изданиях, энциклопедиях и др.), как внутри школьной библиотеке, так и вне ее. 3. Приобщать учащихся к научной, художественной, справочной и энциклопедической литературе, и развивать у них навыки самостоятельной работы с ней. 4. Укреплять интерес к познанию окружающего мира, к учебным предметам.




1. Информационная культура школьника. Основные понятия Роль информации в современном развитии общества. Основные задачи курса. Исходные понятия (информация, пользователь, документ, информационные ресурсы общества, информационные центры). Способы преобразования информации (цифры, алфавит).






3. Информационные ресурсы современного общества Общие представления о разнообразии информационных потоков. Документальные источники информации. Знакомство с понятиями: первичный и вторичный документы. Разнообразие первичных источников информации. Назначение. Краткая характеристика (учебная, научно- популярная и справочная литература). Значение вторичных источников информации.


4. Библиотека - информационный центр школы Знакомство со школьной библиотекой, как с информационным центром школы. Расширение представлений о библиотеке (абонемент, читальный зал, отдел хранения). Медиатека. Основные понятия о справочно- библиографическом аппарате библиотеки (каталоги, библиографическое описание документа). Доступность пользования ресурсами библиотеки для учеников и педагогов. Особенности обслуживания детей и взрослых. Экскурсия в детскую библиотеку. Практические занятия.


5. Методы работы с книгой Разнообразие источников информации (формы, содержание, оформление). Знакомство с отдельными справочными и энциклопедическими изданиями, адресованными школьникам (характеристика издания, структура построения, отработка навыков пользования). Практические занятия по поиску информации на заданную тему (справочные издания, энциклопедии).


6. Простейшие формы переработки информации Культура умственного труда. Текст, как речевое произведение. Рациональные приемы работы с книгой, периодическими изданиями. Простейшие способы записей (отзыв о книге, дневники чтения, выписки, цитаты). Правила оформления.




Вопросы тестов ТЕСТ 1 по теме: «История возникновения информационных ресурсов общества» 5. Библиотека царя Ашшурбанипала в Ассирии состояла из: а) папирусных свитков; б) пергаментных книг; в) глиняных табличек. 6. Самая известная библиотека древности находилась: а) г. Александрия, Египет; б) г. Пергам, Малая Азия; в) г. Ниневия, Ассирия. Ключ к тесту: 1. А, Б, В. 2. А. 3. В. 4. Б. 5. В. 6. А. 7. Б. 8. Б. 9. В. 10 Б. 11.Б

Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение

«Средняя общеобразовательная школа №9»

города Можги Удмуртской Республики

Рабочая программа

по факультативу

«Основы информационной культуры школьника»

Составлена на основе учебно-методического комплекса для учащихся

общеобразовательных учебных заведений,Н.И. Гендина, Е.В. Косолапова, Москва, 2014 г.

г. Можга, 2016 год

Пояснительная записка

Рабочая программа факультатива «Основы информационной культуры школьника» рассчитана на учащихся 5 класса. Занятия проводятся 1 раз в неделю.

В рамках предлагаемого курса «Основы информационной культуры личности» под информационной культурой понимается одна из составляющих общей культуры человека; совокупность информационного мировоззрения и системы знаний и умений, обеспечивающих целенаправленную самостоятельную деятельность по оптимальному удовлетворению индивидуальных информационных потребностей с использованием как традиционных, так и новых информационных технологий. Информационная культура является важнейшим фактором успешной профессиональной и непрофессиональной деятельности, а также социальной защищенности личности в информационном обществе.

Основная цель курса «Основы информационной культуры личности» – дать учащимся знания, умения и навыки информационного самообеспечения их учебной деятельности.

Учитывая возрастные особенности учащихся начальных классов, следует выделить несколько основных задач:

    Дать представление учащимся о книге и библиотеке.

    Дать представление учащимся о современных информационных технологиях

    Освоение рациональных приемов и способов самостоятельного ведения поиска информации в соответствии с возникающими в ходе обучения задачами.

    Знакомство со способами ориентировки в «море литературы» и умением выделять главное и второстепенное.

    Расширить читательский кругозор, знакомя с различной (по читательским интересам) литературой. Правила знакомства с книгой, способы ее описания.

    Развитие коммуникативных навыков. Развитие опыта публичного выступления. Умение работать в группах.

Факультативный курс «Основы информационной культуры» позволяет полнее раскрыть воспитательный и развивающий потенциал знаний. Создает более благоприятные условия для продолжения информационного образования в последующих классах.

В работе с учащимися планируется использование различных методических приёмов: урок-беседа, урок-лекция, практические занятия, экскурсии, сообщения, самостоятельные работы, игровые формы, тесты.

Общая характеристика учебного курса

Программа «Основы информационной культуры школьника» построена в соответствии с принципами:

    научная обоснованность и практическая целесообразность;

    возрастная адекватность;

    необходимость и достаточность информации;

    практическая целесообразность.

Содержание и структура программы обеспечивает возможность организации системного обучения школьников, с учетом их возрастных особенностей.

В ходе реализации программы дети узнают о роли информации в жизни человека, информационных ресурсах общества, типах и видах документов, библиотеках и Интернете как важнейших источниках информационных ресурсов общества, алгоритме поиска информации в различных источниках.

Основные методы обучения:

фронтальный метод;

групповой метод;

практический метод;

познавательная игра;

ситуационный метод;

игровой метод;

соревновательный метод;

активные методы обучения.

Формы обучения:

Ведущими формами деятельности предполагаются:

чтение и обсуждение;

урок-беседа;

творческие домашние задания;

практические занятия;

урок-лекция;

конкурсы (рисунков, рассказов);

сюжетно-ролевая игра, игра с правилами, образно-ролевая игра;

мини – проекты.

Описание места учебного курса в учебном плане

Преподавание программы «Основы информационной культуры школьника» проводится во второй половине дня. Важность этого курса для младших школьников подчеркивается тем, что среди общих учебных умений, навыков и способов деятельности, наряду с познавательной и речевой деятельностью, выделена работа с информацией, в состав компонентов которой входят первоначальные умения поиска необходимой информации в словарях, каталоге библиотеки, преобразование и хранение информации, использование компьютера.

Программа «Основы информационной культуры школьника» рассчитана на 34 часов, включая 25 часов информационных и 9 практических занятий.

Личностные, метапредметные и предметные результаты обучения и освоения содержания конкретного учебного курса

Освоение детьми программы «Основы информационной культуры школьника» направлено на достижение комплекса результатов в соответствии с требованиями Федерального Государственного Образовательного Стандарта.

Личностные результаты:

Оценивать поступки людей, жизненные ситуации с точки зрения; общепринятых норм и ценностей, оценивать конкретные поступки как хорошие или плохие;

Эмоционально «проживать» текст, выражать свои эмоции;

Регулятивные универсальные учебные действия:

Определять и формировать цель с помощью учителя;

Проговаривать последовательность действий на уроке.

Познавательные универсальные учебные действия:

Ориентироваться в книге (титул, содержание, оглавление), словарях;

Преобразовывать информацию из одной формы в другую: пересказывать небольшие тексты;

Обрабатывать информацию через умение делать элементарные виды записей: выписки, план, отзыв.

Коммуникативные универсальные учебные действия:

Оформлять свои мысли в устной речи, слушать и понимать других;

Учиться работать в группе, паре.

Предметные результаты:

Воспринимать на слух художественный текст;

Знать основные этапы развития книжного дела, исторический процесс формирования внешнего вида книги и ее структуры;

Понимать значение терминов, определенных программой;

Ориентироваться в книжной и информационной среде библиотеки;

Иметь представление о различных видах информации.

Метапредметные результаты:

Активное использование речевых средств и средств информационных и коммуникационных технологий (далее – ИКТ) для решения коммуникативных и познавательных задач;

Использование различных способов поиска (в справочных источниках и открытом учебном информационном пространстве сети Интернет), сбора, обработки, анализа, организации, передачи и интерпретации информации в соответствии с коммуникативными и познавательными задачами и технологиями учебного предмета;

В том числе умение вводить текст с помощью клавиатуры, фиксировать (записывать) в цифровой форме измеряемые величины и анализировать изображения, звуки, готовить свое выступление и выступать с аудио-, видео- и графическим сопровождением; соблюдать нормы информационной избирательности, этики и этикета;

Обеспечение первоначальных представлений о компьютерной грамотности.

Основное содержание учебного курса

«Основы информационной культуры личности»

Раздел 1. Информационные ресурсы общества и информационная культура

Тема 1.1. Введение. Исходные понятия курса «Основы информационной культуры школьника» (1 ч)

Цели и задачи курса «Основы информационной культуры школьника». Расширение представлений об информации. Виды информации по способу восприятия органами чувств (зрительное, слуховое, вкусовое, обонятельное, осязательное). Книги, газеты, журналы, справочники, энциклопедии и др. документы как источники, содержащие различные виды информации. Человек и информация. Роль компьютера и компьютерной информации в жизни общества и отдельного человека.

Тема 1.2. Виды информации (1 ч)

Многообразие информации, окружающей человека. Виды информации по различным основаниям деления: по типам носителей информации, по сферам деятельности, по областям наук. Виды информации по типу носителя: традиционная (книги, газеты, журналы и др.); электронная (интернет-сайты, СД и DVD - диски, флэш-накопители и др.).

Тема 1.3. Первичные документы как составная часть информационных ресурсов общества (1 ч)

Представление о документе как материальном носителе информации. Понятие о первичных и вторичных документах.

Классификация первичных документов по целевому назначению: учебные, справочные, научно-познавательные, художественные, издания для досуга. Развитие представлений о справочных (справочники, детские энциклопедии, отраслевые энциклопедические словари) документах. Углубление представлений о периодической печати (газеты, журналы) для младших школьников. Электронные периодические издания для младших школьников.

Тема 1.4. Вторичные документы как результат аналитико-синтетической переработки информации (1 ч)

Углубление представлений о свертывании и развертывании информации. Основные виды свертывания информации: выделение ключевых слов, составление библиографического описания. Представление о вторичных документах как результатах свертывания информации.

Развертывание информации по ключевым (опорным) словам на примере научно-познавательных книг, небольших рассказов, газетных статей.

Тема 1.5. Библиотеки как источники информационных ресурсов (1 ч)

Развитие представлений о библиотеке. Назначение детской и школьной библиотеки. Структура детской и школьной библиотеки. Правила пользования читальным залом и абонементом библиотеки. Правила пользования открытым доступом к книжному фонду. Правила пользования библиотечной книгой. Назначение читательского билета, читательского формуляра, книжного формуляра.

Тема 1.6. Интернет как источник информационных ресурсов. Информационная безопасность человека (1 ч)

Представление о сущности понятий: «Интернет», «веб-сайт», «портал», «поисковая система». Опасности, связанные с использованием Интернета. Понятие об информационной безопасности личности.

Раздел 2. Типы информационно-поисковых задач и алгоритмы их решения

Тема 2.1. Адресный поиск и алгоритм его выполнения (1 ч)

Адресный запрос как способ выражения потребности в определенном (конкретном) документе. Сущность задачи поиска по адресному запросу и условия его успешного выполнения.

Основные поисковые элементы, используемые при адресном поиске: фамилия конкретного автора, заглавие книги (на примере сборника стихов, сказок, рассказов, басен). Алгоритм выполнения адресного поиска документа в электронном каталоге.

Тема 2.2. Фактографический поиск и алгоритм его выполнения (1 ч)

Вопросительные слова кто, что, где, когда, сколько, как, откуда, почему и т. п. как формальные атрибуты фактографических запросов. Понятие фактографической информации, Фактографический запрос как способ выражения потребности в определенном (конкретном) факте. Сущность задачи поиска по фактографическому запросу и условия его успешного выполнения.

Тема 2.3. Тематический поиск и алгоритм его выполнения (1 ч)

Понятие тематической информации. Тематические запросы как способ выражения потребности школьников в литературе по конкретной теме. Правила формулировки тематических запросов. Систематический каталог и его структура. Алгоритм тематического поиска в систематическом каталоге.

Тема 2.4. Особенности поиска информации в Интернете (1 ч)

Понятие о поисковой системе как сайте, с помощью которого пользователь может найти интересующую его информацию по заданным ключевым словам. Представление о Яндексе как крупнейшей российской поисковой системе и интернет-портале.

Раздел 3. В мире книги. Анализ источников информации.

Тема 3.1. История создания книги. Первая печатная книга на Руси (1 ч)

Тема 3.2. Структура книги. (1 ч)

Элементы книги

Тема 3.3. Справочно-поисковый аппарат книги (1 ч)

Тема 3.4. Книга со страницы на сцену (3 ч)

Прочтение любимой книги. Постановка сюжета книги. (для младших классов)

Тема 3.5. Что? Где? Когда? Как и почему (2 ч)

Работа со справочной литературой. Изготовление книжки-самоделки.

Тема 3.6. Медиатекст как объект иналитико-синтетической переработки (1 ч)

Тема 3.7. Анализ медиатекста (1 ч)

Мультфильм как объект анализа. Классификация мультфильмов. Анализ мультфильма (на примере мультфильма «девочка и Медведь» и одной из серий российского детского мультсериала «Маша и Медведь»).

Раздел 4. Технологии подготовки и оформления результатов самостоятельной учебной и познавательной работы учащихся

Тема 4.1. Технология подготовки планов готовых текстов (2 ч)

Общее представление о плане как систематизированном перечне разделов, подразделов и т.п. элементов, характеризующих содержание какого-либо документа или текста. Различение планов по объекту планирования. План как краткая форма записи прочитанного.

Тема 4.2. Технология подготовки планов создаваемых текстов (2 ч)

Представление о плане как средстве конструирования создаваемого текста. План как заранее намеченный порядок, последовательность рассмотрения текста, систематизированный перечень вопросов, подлежащих рассмотрению. Использование плана при подготовке письменных, творческих работ: сочинений на заданны, описаний, сказок, рассказов, докладов рефератов и т.п.

Тема 4.3. Технология подготовки учебных рефератов (1 ч)

Многозначность понятия «реферат». Учебный реферат как результат самостоятельной научно-исследовательской работы учащихся, раскрывающий суть исследуемой проблемы; содержащий различные точки а также собственные взгляды на нее. Примерная структура учебного реферата: титульный лист, введение, основная часть с делением на главы (разделы) и параграфы, заключение список литературы, приложения. Правила оформления учебного реферата.

Тема 4.4. Технология подготовки докладов. Электронная презентация как способ повышения информативности и наглядности доклада (1 ч)

Доклад как типичный вид публичной речи. Требования к докладу как устному выступлению: раскрытие темы доклада; выражение позиции выступающего; установление контакта с аудиторией; выразительность речи; соответствие отведенному времени (регламенту). Электронная презентация как мультимедийный документ и средство повышения выразительности выступлений и докладов, убедительной и наглядной иллюстрации описываемых фактов и явлений. Требования к электронной презентации, сопровождающей доклад.

Тема 4.5. Технология подготовки электронных презентаций (2 ч)

Электронная презентация как набор слайдов, объединенных возможностью перехода от одного слайда к другому и хранящихся в общем файле. Представление о возможностях программы Ро wer Point для подготовки мультимедийной презентации.

Тема 4.6. Технология подготовки традиционных писем (1 ч)

Письмо как средство общения людей, обмена мыслями и чувствами на расстоянии. Значение переписки в жизни человека. Отличительные признаки письма как текста. Правила написания писем.

Тема 4.7. Технология подготовки электронных писем (1 ч)

Роль электронной переписки и электронных писем как важнейшего средства коммуникации в современном мире. Электронная почта (е- mail ) как система, позволяющая обмениваться сообщениями по компьютерной Сети. Сходство традиционных и электронных писем.

Тема 4.8. Технология подготовки отзывов на литературные произведения (1 ч)

Представление об отзыве как обоснованном мнении о чем-либо прочитанном, увиденном, услышанном, представленное в виде письменного текста. Отзыв как вид письменной самостоятельной работы учащихся, основанной на выражении эмоционально-оценочного отношения к прочитанному. Структура отзыва на литературное произведение.

Тема 4.9. Технология подготовки отзывов на мультфильмы (1 ч)

Структура отзыва на мультфильм. Выражение собственного мнения и личной оценки мультфильма как обязательный элемент отзыва. Технология подготовки отзыва. Самостоятельное составление отзыва на мультфильм.

Тема 4.10. Технология подготовки биографий (2 ч)

Представление о биографии как о жизнеописании выдающихся людей, основанном на фактическом материале. Структура текста биографии. Самостоятельное составление биографии путешественника (полководца, писателя " и т.п.).

Планируемые результаты изучения учебного курса

Знать

    основные этапы развития книжного дела, исторический процесс формирования внешнего вида книги и её структуры;

    основные понятия и термины.

Уметь

    самостоятельно осуществлять поиск информации, используя знания о структуре и справочном аппарате книги;

    вести информационный диалог через умение читать;

    самостоятельно находить информацию в справочных изданиях, выстраивать алгоритм поиска и ориентироваться в книжной и информационной среде детской и школьной библиотеки;

    анализировать художественный текст, используя простейший алгоритм анализа текста;

    формулировать информационный запрос и работать по заданному алгоритму.

Применение этих навыков на практике позволит учащимся сократить интеллектуальные и временные затраты на выполнение домашних заданий, повысить качество знаний за счет овладения более продуктивными приемами учебного труда.

К алендарно-тематическое планирование

Дата проведения

Тема урока

Основное содержание уроков

(по темам)

Характеристика основных видов деятельности ученика

(на уровне учебных действий)

Примечания

Раздел 1. Информационные ресурсы общества и информационная культура

Введение.

Исходные понятия курса «Основы информационной культуры школьника»

Виды информации

Многообразие информации, окружающей человека.

Знакомство с презентацией. Умение работать с различными источниками информации

Первичные документы как составная часть информационных ресурсов общества

Понятие о первичных и вторичных документах.

Умение работать с текстом, находить в нем главное

Вторичные документы как результат аналитико-синтетической переработки информации

Углубление представлений о свертывание и развертывании информации.

Ставить учебную задачу под руководством учителя. Планировать свою учебную деятельность под руководством учителя

Библиотеки как источник информационных ресурсов

Развитие представлений о библиотеке. Структура библиотеки.

Умение работать с различными источниками информации. Умение структурировать учебный материал

Интернет как источник информационных ресурсов. Информационная безопасность человека.

Область применения Интернета. Правила безопасной работы.

Раздел 2. Типы информационно-поисковых задач и алгоритмы их решения

Адресный поиск и алгоритм его выполнения

Адресный запрос как способ выражения потребности в определенном документе.

Умение работать с текстом, находить в нем главное

Фактографический поиск и алгоритм его выполнения

Фактографический запрос как способ выражения потребности в определенном факте.

Умение работать с текстом, находить в нем главное

Тематический поиск и алгоритм его выполнения

Понятие тематической информации. Правила формулировки тематических запросов.

Умение работать с текстом, находить в нем главное

Особенности поиска информации в Интернете.

Понятие о поисковой системе как сайте, с помощью которого пользователь может найти интересующую информацию по заданным ключевым словам.

Умение работать с текстом, находить в нем главное.

Решение тестовых заданий

Раздел 3. В мире книги. Анализ источников информации.

История создания книги. Первая печатная книга на Руси

История создания книги. Появление книгопечатания.

Ставить учебную задачу под руководством учителя.

Структура книги

Элементы книги

Планировать свою учебную деятельность под руководством учителя

Справочно-поисковый аппарат книги

Первичный документ как объект анализа. Справочно-поисковый аппарат книги.

Умение структурировать учебный материал

14-16

Книга со страницы на сцену

Прочтение любимой книги. Постановка сюжета книги.

17-18

Что? Где? Когда? Как и почему?

Работа со справочной литературой. Изготовление книжки-самоделки. «У страха глаза велики»

Умение работать с различными источниками информации.

Медиатекст как объект аналитико-синтетической переработки

Представление о медиа как средствах массовой информации (СМИ). Виды медиатекстов.

Работа с текстом и электронным приложением

Анализ медиатекста

Мультфильм как объект анализа. Анализ мультфильма.

Умение сотрудничать в совместной деятельности

Раздел 4. Технологии подготовки и оформления результатов самостоятельной учебной и познавательной работы учащихся

21-22

Технология подготовки планов готовых текстов

Алгоритм составления плана готового текста.

Умение работать с текстом, находить в нем главное

23-24

Технология подготовки планов создаваемых текстов

Алгоритм составления плана создаваемого текста.

Умение работать с текстом, находить в нем главное

Технология подготовки учебных рефератов

Учебный реферат как результат самостоятельной работы учащихся

Умение работать с текстом, находить в нем главное

Технология подготовки докладов. Электронная презентация как способ повышения информативности и наглядности доклада

Доклад как типичный вид публичной речи. Электронная презентация как мультимедийный документ. Требования к докладу и презентации.

Умение работать с текстом, находить в нем главное

27-28

Технология подготовки электронных презентаций

Алгоритм подготовки электронной презентации.

Умение работать с презентацией

Технология подготовки традиционных писем

Письмо как средство общения людей. Структура письма.

Умение работать с текстом, находить в нем главное

Технология подготовки электронных писем

Роль электронной переписки в современном мире.

Умение работать с текстом, находить в нем главное

Технология подготовки отзывов на литературные произведения

Умение работать с текстом, находить в нем главное

Технология подготовки отзывов на мультфильмы

Отзыв как вид письменной самостоятельной работы учащихся. Структура отзыва.

Умение работать с различными источниками информации.

33-34

Технология подготовки биографий

Правила оформления и редактирования биографии.

Умение работать с текстом, находить в нем главное

ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА.

В современном обществе идеи гуманизации образования и приоритета интересов личности определили новое содержание целей образования, моделирующего такие качества личности, которые влияют на её саморазвитие, обеспечивают использование духовного потенциала, возможность продуктивной деятельности в различных сферах жизни.

Перед школой стоит очень сложная задача – целенаправленно формировать у учащихся знания и умения в области поиска, обработки и практического использования информации, поступающей из различных источников. Но формирование культуры работы с информацией нельзя сужать до обучения компьютерной грамотности на уроках информатики. Такое понимание проблемы сталкивается с серьёзной преградой – низким уровнем читательской культуры учащихся. Это влечёт за собой возникновение трудностей в усвоении базовых предметов школьной программы и духовной незрелостью учащихся.

Книга была и остаётся не только основным источником информации для осуществления успешной учебной деятельности, но и мощным средством духовного и интеллектуального развития учащихся. Чтение и книга пронизывают всю систему образования, не научившись работать с текстом, нельзя получить образование. Читательская культура формирует базисные знания и умения в области поиска и обработки информации. Составной частью читательской культуры являются библиотечно – библиографические знания. Такие знания дают возможность учащимся овладеть методами самостоятельного поиска и обработки информации, создают возможность выхода за рамки учебного пособия, расширения их информационного пространства через использование других видов печатной продукции.

Программа уроков «Основы информационной культуры школьников» даёт возможность обучения не только в теоретическом аспекте, но и практическом, так как предполагает макет совместной деятельности школы и библиотеки в направлении развития информационной культуры детей.

Программа уроков «Основы информационной культуры школьников» МОУ «СОШ №1» города Валуйки составлена на основе программ: Т. М. Кашурникова «Основы информационно-библиографической грамотности учащихся», «Программа библиотечно – библиографических и информационных знаний школьникам» Школьная библиотека, 2001 г., №1, «Программа для 4-го класса» Библиотека в школе, 2004 г., №13, «Программа для учащихся 5-6 классов» Школьная библиотека, 2002, №2.

Курс «Основы информационной культуры школьников» предназначен для учащихся 1-11 классов.

При составлении программы учитывался тот факт, что часть необходимых знаний, умений и навыков учащиеся приобретают на уроках информатики, литературы и других, а также при посещении массовых мероприятий библиотечно-информационного центра.

ЦЕЛЬ ПРЕДЛАГАЕМОГО КУРСА

Цель предлагаемого курса – сформировать у ребят потребность обращаться к книге не только как к источнику информации, но и как к источнику духовных ценностей, без которых невозможно становление современного образованного человека.

Темы урока сопровождают учебный процесс по русскому языку, истории России, Древнего Мира, Средних веков, истории мировой и художественной культуры.

Каждая тема включает теоретическую часть, задания для учащихся, список литературы.

Большая часть занятий предусматривает проведение практических работ, которые можно выполнить в классе, в библиотечно-информационном зале или дома, индивидуально, в парах или группах по 3-4 человека.

Уроки построены интересно, эмоционально, доступно по содержанию и предполагают активное участие самих ребят.

ЗАДАЧИ ДАННОГО КУРСА

· дать общие сведения об истории книги, книжного дела, акцентрируя внимание учащихся на роли книги в истории человеческой цивилизации как основного источника информации;

· раскрыть значение книги в формировании духовной культуры человека;

· дать представление о книге как художественно – историческом памятнике в контексте моровой культуры, культуры России;

· сформировать основы культуры работы с информацией через умения самостоятельно осуществлять поиск и обработку информации, используя различные виды печатных изданий;

· развивать коммуникативную культуру учащихся через умения передавать информацию в письменной и устной форме;

· привить любовь к книге.

К КОНЦУ ОСВОЕНИЯ ДАННОГО КУРСА

УЧАЩИЕСЯ ДОЛЖНЫ:

· знать основные этапы развития книжного дела, исторический процесс формирования внешнего вида книги и её структуры;

· понимать значение специальных книжных и библиотечных терминов, определённых программой;

· уметь самостоятельно осуществлять поиск информации, используя знания о структуре и справочном аппарате книги;

· вести информационный диалог через умение читать;

· уметь самостоятельно находить информацию в справочных изданиях, выстраивать алгоритм поиска;

· ориентироваться в книжной и информационной среде детской и школьной библиотеке.

ФОРМИРОВАНИЕ ИНФОРМАЦИОННОЙ КУЛЬТУРЫ

ПРЕДУСМАТРИВАЕТ РАЗВИТИЕ У УЧАЩЕГОСЯ:

Отношения к информации;

Личной потребности в усвоении основ информационной культуры;

Умения самостоятельно осуществлять поиск информации;

Устранять информационный дефицит;

Способности взаимодействовать с информационной средой, моделировать собственное информационное поведение, прокладывая путь от неизвестного к известному;

Способности создавать и использовать персональные поисковые системы;

Способности к восприятию и оценке информации, умения оценивать информацию с точки зрения полноты, достоверности, солидности источника;

Стремления к библиографическому общению, пониманию важности общения с целью обмена информацией и умения поддерживать деловые контакты.

КАЛЕНДАРНО-ТЕМАТИЧЕСКОЕ ПЛАНИРОВАНИЕ

УРОКОВ «ОСНОВЫ ИНФОРМАЦИОННОЙ

КУЛЬТУРЫ ШКОЛЬНИКОВ»

Тема занятия

Дата пров.

Дата пров.

Дата пров.

Дата пров.

Дата пров.

1.«Давайте познакомимся!»-экскурсия в библиотечно-информационный центр.

Правила и умения обращаться с книгой.

2.«Её Величество Книга». Знакомство со структурой книги.

3. «Остров периодики». Газеты и журналы для детей.

Справочная литература.

4. Викторина

"Библиотечные термины".

5. Древние книги.

Тест «История появления основных источников информации».

6. Библиотеки России. Крупнейшие книжные центры (презентация).

Кл. аудит.

7. Выбор книг. Библиографические указатели.

8. Методы самостоятельной работы с книгой.

Как писать отзыв о прочитанной книге.

(Памятка для учащихся)

9.Каталоги - ключ к фондам библиотеки. Картотеки (экскурсия).

10. Основы реферирования (урок-консультация).

Кл. аудит.

11. Викторина "Информина".

«Давайте познакомимся!» - экскурсия в библиотечно-информационный центр. Правила и умения обращатьс

с книгой.

Содержание темы: Знакомство с библиотечно-информационным центром, формирование интереса к книге. Экскурсия по библиотечно-информационному центру. Термины «библиотечно-информационный центр», «абонемент», «информационный зал», «читатель», «библиотекарь». Знакомство с книжными выставками, тематическими полками, картотеками, периодической печатью. Основные правила пользования библиотечно-информационным центром.

«Её Величество Книга». Знакомство со структурой книги.

Заполнение таблицы.

«Остров периодики». Газеты и журналы для детей. Справочная литература.

Обучение умению пользоваться справочной литературой. Расширение понятий о видах справочной литературы. Привитие навыков пользования ими. Типы справочных изданий. Энциклопедии универсальные «Что такое? Кто такой?» и отраслевые (историческая, географическая, биологическая и др.). Принципы использования справочного аппарата энциклопедий. Словари, их структура и принципы работы с ними.

Викторина "Библиотечные термины".

Древние книги.

Тест «История появления основных источников информации».

Проверка на усвоение материала в игровой форме.

Библиотеки России. Крупнейшие книжные центры (презентация).

Выбор книг. Библиографические указатели.
Содержание темы: Расстановка фонда в библиотеке. Обучение самостоятельному поиску информации. Открытый доступ к книжному фонду: порядок и правила расстановки книг, полочные разделители. Определение места книги на полке. Книжные выставки, тематические полки – помощники в выборе книг. Рекомендательные списки литературы. Библиотечный плакат. Алфавитный и систематический каталоги: когда следует к ним обращаться.
Методы самостоятельной работы с книгой. Как писать отзыв о прочитанной книге.

(Памятка для учащихся)

Каталоги - ключ к фондам библиотеки. Картотеки (экскурсия).
Содержание темы: Каталоги, картотеки. Понятие и особенности алфавитного и систематического каталогов. Практикум.

Основы реферирования (урок-консультация).

Викторина "Информина".

ФОРМА РАБОТЫ

Индивидуальные консультации по библиографическому разысканию и методике работы с литературой;
- групповые консультации, беседы;

Лекции об информационной системе и правилах ее использования;
- экскурсии по библиотечно-информационному центру;

Проведение практических занятий по использованию традиционных и электронных информационных ресурсов, включая Интернет;
- библиотечные уроки по обучению самостоятельной работы с информационными носителями;
- игровые мероприятия, такие как «Информина» - это библиотечная игра-соревнование, посвященная конкретной теме, выявляющая уровень библиотечно-библиографической грамотности участников, их знания, умения и навыки пользоваться справочно-библиографическим аппаратом библиотеки, справочной литературой, библиографическими указателями и т.д.

СРЕДСТВА КОНТРОЛЯ

· тестирование;

· анкетирование;

· поисковая работа;

· самостоятельная работа;

· письменные работы (реферат, отзыв, ведение дневника, рецензия);

· составление плана, тезисов, списков литературы.

УЧЕБНО – МЕТОДИЧЕСКИЕ СРЕДСТВА ОБУЧЕНИЯ

1. Агапова, И.А., Давыдова, М.А. Встречи с героями книг: библиотечные уроки, сценарии мероприятий, инсценировки / И.А. Агапова, М.А. Давыдова. – Волгоград: Учитель, 2009.

2. Антипова, В.Б. Библиотечные уроки. Выпуск 3. Формирование информационной грамотности учащихся в школьной библиотеке. Методическое пособие/ В.Б. Антипова. - М.: Издательство «Глобус», 2009.

3. Библиотечные уроки. Выпуск 2. Обучение школьников основам библиотечно-библиографических знаний. 1-11 классы / М.: Глобус, Волгоград: Панорама, 2007.

4. В гостях у детских писателей: сценарии мероприятий и праздников / авт. - сост. А.А. Егорова. – Волгоград: Учитель, 2011.

5. Годовой круг в школьной библиотеке: сезонные забавы, беседы, праздничные программы / авт. – сост. А.А. Егорова. – Волгоград: Учитель, 2011.

6. Илдаркина, Е.В. Библиотечные уроки. Выпуск 1: обучение школьников основам библиотечно – библиографических знаний. Методическое пособие. 1-11 класс / Сост. Е.В. Илдаркина. – 3-е изд., стер.- М.: Глобус, Волгоград: Панорама, 2008.

7. Илдаркина, Е.В. Мастер – классы для школьных библиотекарей / Е.В. Илдаркина,- 2-е изд., стереотипное. – М.: Глобус, Волгоград: Панорама, 2008.

8. Информационные компетенции младших школьников: библиотечно-библиографические уроки / авт. – сост. М.А. Багаева. – Волгоград: Учитель, 2011.

9. Кузнецова, Н.И., Мещерякова, М.И., Арзамасцева, И.Н. Детские писатели. Справочник для учителей и родителей. – М.: «Баллас», «С – Инфо», 1995.

10. Лавренова, Л.Е. Детские праздники в школе и дома. – С-П.: «Паритет», 2002.

11. Мастер – классы для школьных библиотекарей. Вып. 2. Спецкурсы, методики работы, библиотечные мероприятия / Авт.-сост. Е.В. Илдаркина. – М.: Издательство «Глобус», 2009.

12. Мастер – классы для школьных библиотекарей. Вып. 3: методические рекомендации, мероприятия по направлениям воспитания, библиотечно-библиографические олимпиады / Авт.-сост. Е.В. Илдаркина, В.Б. Антипова. – М.: Издательство «Глобус», 2010.

13. Основы информационной грамотности школьника: программа, занятия с учащимися 5-6 классов / авт.-сост. И.Б. Горшкова, Л.Н. Захарова, Г.В. Ежкова.- Волгоград: Учитель, 2011.

14. Павлов, И.П. Про твою книгу: Научно-популярная литература / рис. и макет Б. Буракова. – Л.: Дет. лит., 1991.

15. Подросток в библиотеке: взрослеем вместе с книгой: дискуссионные видеосалоны, тематические дни / авт.-сост. Т.М. Плохотник. – Волгоград: Учитель, 2011.

16. Праздничный весёлый хоровод: сценарии календарных театрализованных классных часов и игр. 1-4 классы / авт. – сост. Ю.А. Вакуленко. – Волгоград: Учитель, 2007.

17. Прохоренко, И.Ф. Литературные викторины для младших школьников / И.Ф. Прохоренко. – Ростов н/Д: Феникс, 2009.

18. Путешествие в Читай – город: сценарии мероприятий, библиотечные уроки. 1-4 классы / авт.-сост. З.А. Чурикова, М.А. Багаева, И.А. Хапилина. – Волгоград: Учитель, 2009.

19. Соколова, Т.Е. Информационно-поисковые умения. Библиотечные уроки в начальной школе: Учебно-методическое пособие. – 2-е изд. – Самара: Издательство «Учебная литература»: Издательский дом «Фёдоров», 2008.

20. Справочник школьного библиотекаря / О.Р. Старовойтова, С.М. Плескачевская, Т.Д. Жукова; Под ред. Ю.Н. Столярова. – М.: Русская школьная библиотечная ассоциация, 2007.

21. Творческий опыт работы с книгой: библиотечные уроки, читательские часы, внеклассные занятия / сост. Т.Р. Цымбалюк. – 2-е изд. – Волгоград: Учитель, 2011.

22. Школьному библиотекарю о семейном чтении. – М.: Русская школьная библиотечная ассоциация, 2007.